ВЕЗДЕХОДЫБОЛОТОХОДЫСНЕГОБОЛОТОХОДЫГУСЕНИЧНЫЕ ТЯГАЧИГУСЕНИЧНАЯ ТЕХНИКАВЕЗДЕХОДЫ-АМФИБИИГУСЕНИЧНЫЕ ТРАНСПОРТЕРЫ ВЕЗДЕХОДЫБОЛОТОХОДЫСНЕГОБОЛОТОХОДЫГУСЕНИЧНЫЕ ТЯГАЧИГУСЕНИЧНАЯ ТЕХНИКА
СПЕЦТРАНСАВТО
Новости

10.01.2011
Пойдет ли «Газпром» по пути РАО «ЕЭС»

Идея реструктуризации «Газпрома» давно витает в воздухе. Впервые ее начали обсуждать в конце 90-х годов с подачи МВФ. Несколько лет за разделение газовой монополии билось Минэкономразвития, но безуспешно. Однако эксперты уверены, что рано или поздно к этой идее власти вернутся. И скорее всего добычу концерна отделят от транспортировки, создав новую госкомпанию по примеру «Транснефти». Это пошло бы на пользу как внутреннему газовому рынку, так и самому «Газпрому».

В конце 90-х годов МВФ выдвигал идею разделения «Газпрома» на добывающую и транспортную составляющие как условие предоставления кредитов. В начале 2000 года информация о том, что «Газпром» и РАО «ЕЭС России» поделят на несколько компаний, стала активно обсуждаться в прессе. Тогдашний руководитель газовой монополии Рэм Вяхирев говорил, что концерн может быть разделен на газодобывающие предприятия и экспортные подразделения, которые останутся в «Газпроме», а транспортные, сервисные должны быть выведены из состава АО и проданы. Однако энтузиазма относительно идеи разделения холдинга г-н Вяхирев никогда не высказывал.

Летом 2001 года о плане реформирования «Газпрома» объявил премьер-министр Михаил Касьянов. «Как только у нас будет полная информация, как и в отношении других монополий, мы планируем отделить транспортировку от производства для увеличения прозрачности и эффективности», — сказал тогда премьер. Через неделю г-н Касьянов подписал среднесрочную программу социально-экономического развития России, согласно которой финансовое и организационное разделение «Газпрома» на транспорт и добычу должно состояться до конца 2004 года. После этого в Минэкономразвития была создана рабочая группа, которая подготовила концепцию реформы газовой отрасли, где говорилось о реструктуризации госконцерна.

В 2003 году глава Минэкономразвития Герман Греф уверенно заявлял, что добыча и транспортировка газа холдинга будут разделены. По его словам, монополия, в том числе и на трубу, не дает стимулировать конкурентный сектор, хотя у него очень большой потенциал. Однако уже новый предправления «Газпрома» Алексей Миллер выступал категорически против разделения монополии. Не поддержало министерство и правительство. И в 2006 году замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов признал, что реформа «Газпрома» окончательно похоронена.

О том, что монополию неплохо бы разделить, напомнила в 2007 году Еврокомиссия, которая разработала так называемый Третий энергетический пакет, предполагающий, что компании — продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это приводит к искусственному взвинчиванию цен. И еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс пытался убедить Россию в привлекательности идеи реструктуризации «Газпрома». «Новые европейские компании, которые станут владельцами магистральных сетей, смогут расширить территорию поставок продукции «Газпрома» вплоть до Испании. Это значит, что холдинг сможет расширить объемы своих поставок», — пояснял еврокомиссар. РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование в 2008 году, разделившись на отдельные компании, но «Газпром» по–прежнему неприкосновенен.

Однако многие эксперты сходятся во мнении, что к идее реструктуризации газового холдинга рано или поздно вернуться. Разделение «Газпрома» целесообразно с учетом уже решенной либерализации внутреннего газового рынка, считает старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. В итоге внутренние цены на газ станут рыночными, и, конечно, необходимо создавать серьезную конкуренцию концерну на рынке. В таком случае российские потребители смогут рассчитывать на цену газа ниже, чем аналогичная в долгосрочных контрактах для зарубежных клиентов. Механизм расчета стоимости энергоресурса из экспортной стоимости за вычетом затрат на транспортировку и экспортных пошлин не выглядит оптимальным решением.

Кроме того, в России независимые производители газа сегодня не могут существенно нарастить добычу голубого топлива из-за проблем с доступом к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), которой сейчас монопольно владеет «Газпром», отмечает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. По итогам 2009 года независимые производители писали в отчетности, что снижение добычи связано с уменьшением закупок газа «Газпромом». Получается, что монопольное владение ГТС создает препятствие для увеличения добычи газа в стране и угрозу энергобезопасности. С другой стороны, независимые производители не могут сами выбирать покупателей газа, тем более если это касается зарубежных потребителей.

Поскольку монопольное владение трубопроводной системой становится тормозом для развития газовой отрасли, то вполне логично выделить ЕСГ из состава «Газпрома» и сделать ее более прозрачной, а также доступной для всех производителей газа, считает эксперт. Выделение трубопровода позволит потребителям находить оптимальных поставщиков газа. При этом демонополизация «Газпрома» будет способствовать продвижению компании на мировые рынки, что сделает ее более конкурентоспособной.

Возможно, выходом из ситуации было бы создание отдельной от «Газпрома» монополии по примеру «Транснефти», которая не занимается собственной нефтедобычей и, соответственно, в принципе не имеет конфликта интересов, говорит Виталий Громадин. Текущая стоимость системы может составлять порядка 100 млрд долл. Сегодня в составе «Газпрома» числится 17 дочерних обществ (со 100-процентным участием «Газпрома»), основной вид деятельности которых — транспорт газа. При этом они не являются владельцами собственно газопроводов, находящихся на балансе у «Газпрома».

По мнению генерального директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, учитывая существенные затраты «Газпрома» на многочисленные газопроводы, газотранспортный сегмент в обозримом будущем станет убыточным, и монополии будет выгодно его выделить, переложив таким образом убытки на государство. Транспорт газа станет государственным на 100%, а добыча останется частично или полностью в частных руках, то есть будет примерно та же ситуация, которая есть сейчас в нефтяном секторе.

Сама газовая монополия по-прежнему против реорганизации. «Вертикальная интеграция — особенность не только «Газпрома». Это основа энергетического бизнеса во всем мире. Она обеспечивает компаниям высокую надежность работы, необходимый масштаб производства и мощный потенциал развития. Среди таких компаний — лидеры энергетического рынка ExxonMobil, ConocoPhillips, Сhevron, Statoil», — отметили в управлении информации холдинга. Вертикальная интеграция — это единый центр принятия решений, единая стратегия развития, возможность создавать дополнительную стоимость на всех звеньях цепочки от скважины до конечного потребителя. «Газпром» в полной мере использует преимущества вертикальной интеграции, подчеркнул представитель концерна. Компания реализует общую для всех элементов газового бизнеса стратегию развития, обеспечивает баланс развития добычных и транспортных мощностей в соответствии с приоритетными бизнес-задачами. Возможность управлять бизнесом из единого центра позволяет «Газпрому» осуществлять маневр финансовыми и материально-техническими ресурсами. В итоге компания способна реализовывать самые масштабные проекты и успешно конкурировать с ведущими компаниями на глобальном энергорынке.

к списку новостей


ООО «Спецтрансавто»

Наш адрес:
РОССИЯ, г. Кострома

Телефон:(4942) 30-16-21 Факс: +7(83161) 7-09-00, 7-32-35
Отдел продаж:

E-mail: sale@stroytechnics.ru

E-mail: sta-44@mail.ru

Отдел снабжения:

E-mail: info@stoytechnics.ru

Время работы:
с 8.30 до 17.00
(по московскому времени)

Выходные:
суббота, воскресенье

Rambler's Top100
полезные ссылки
Прокрутить вверх

© ООО «Спецтрансавто»
СпецТрансАвто - вездеходы, снегоболотоходы и гусеничные тягачи

создание сайта и хостинг